Заработок.

SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете! куда выгодно инвестировать небольшие деньги Surfe.be - пассивный доход

Находки.

Новая находка уникальной фрески XIV века Богоматери Одигитрии из Чембало (Балаклавы)

В полевом сезоне 2004 года Южно-Крымская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа и Крымского филиала Института археологии Национальной Академии наук Украины продолжала изучение средневековой генуэзской крепости Чембало, начатое в 2002 г. Начальник раскопа - старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа С.Б.Адаксина.
Крепость располагается на возвышении обрывистого берега у входа в бухту города Балаклава, в двенадцати километрах от Севастополя. Стены и 12 башен крепости Чембало ограждали территорию площадью более 3 га. В архитектурной структуре четко прослеживаются два разновременных обособленных центра - консульский замок и цитадель.
В ходе работы экспедиции постепенно накапливаются сведения о средневековой истории Балаклавы. Углубленно изучаются основные этапы застройки памятника XIV-XV вв.
В 2004 году впервые начато изучение главных крепостных ворот Чембало. Работы были сосредоточены на изучении внутреннего пространства барбакана. Раскопками выявлены неизвестные ранее сооружения, выяснена их архитектоника и строительная периодизация. Площадь раскопа составляет 175 кв. м. Толщина культурного слоя - от 0,50 до 2,80м.
Первоначальные ворота находились в крепостной стене рядом с прямоугольной башней, на одной оси с дорогой. Внешняя ширина проёма 1,87 м, толщина куртины - 1,45 м, вынос башни - 5,02 м.
Во втором строительном периоде появился прямоугольный в плане барбакан, защищавший снаружи вход в крепость. Ворота сооружения расположены сбоку, у передней стены башни. Размеры барбакана: внутренние - 7,40 х 3,90м, внешние 8,34 х 5,46 м. Толщина кладки - 0,92м. Просвет воротного проёма - около 1,53 м.
Третий строительный период связан с возведением новой башни со сложными криволинейными очертаниями плана, органично включившей в свою структуру руины предыдущего здания. Подъезд к воротам барбакана сузился до 0,95 м, а сами они, по сути, превратились в потерну.
К четвёртому строительному периоду относится реконструкция барбакана - посредством утолщения кладки изменена его наружная конфигурация с прямоугольной в параболическую. Внешние размеры изменились - 10,12 х 7,80 м. Толщина ограды 1,22 -3,35 м.
Пятый строительный период - османского времени - представлен закладкой проезда и выравниванием подсыпки двора. Башня превращена в здание закрытого типа.
Уникальным во всех отношениях является захоронение остатков фрески, обнаруженное в восточном углу двора барбакана. Оно представляло собой небольшое углубление (0,40 х 0,60 м, глубиной 0,25м), плотно заполненное тщательно уложенными фрагментами стенописи с поясным изображением Богоматери Одигитрии в левом развороте.
Многочисленные фрагменты росписи располагались хаотично, в разных направлениях, лицевой и тыльной стороной вверх, наслаиваясь друг на друга. Кусочки фрески расчищались мягкой щетинной кистью от земли и завала, проклеивались ацетоновым раствором ПБМА, в некоторых случаях заклеивались марлей и после полного высыхания послойно вынимались и укладывались на планшет.
Сотни мелких (от 0,5 х 0,7 до 2 х 2 см) и более крупных фрагментов (10 х 7; 12 х 8; 15 х 12 см.), не стыкующихся между собой рассортированы по цветовой палитре и предполагаемому рисунку. Сохранность красочного слоя фрагментов фрески разная: на одних, сильные потертости и утраты, на других наличие яркого и плотного цвета.
Основа - известковая штукатурка, хрупкая, пронизана сетью трещин, края некоторых фрагментов деформированы (закруглены). Слой штукатурки неравномерный (от 0,2 до 1,5 см.). На тыльной стороне поверхности - отпечаток кладки стены. Штукатурная основа фрески состоит из двух слоев: нижний мелкозернистый из хорошо отмученной извести, с примесями мелкоизмельченного растительного волокна и небольшого количества мелкого кварцевого песка, верхний слой штукатурной массы тонкий (2-3 мм.) с незначительным содержанием волокон льна (?). Поверхность облицовочного слоя ровная, но не заполированная.
Фреска прошла полевую реставрацию, которая включала в себя общее закрепление фрагментов штукатурки с красочным слоем. В качестве закрепителя использован ксилольный раствор ПБМА.
С тыльной стороны фрагменты фрески пропитаны несколько раз и оставлены в герметичном объеме (под полиэтиленовой пленкой) на несколько суток, где под действием паров растворителя происходит равномерное распределение полимера в толще штукатурки.
После открытой сушки проделано дополнительное подкрепление штукатурки ацетоновым раствором ПБМА.
Основная работа заключалась в подборе мелких фрагментов фрески и склейке их в стыкующиеся между собой блоки. Это очень важный и трудоемкий процесс, в ходе которого мы наблюдаем постепенное возрождение фрески из руины в единый фрагмент живописи.
Так же необходимо отметить, что при расслоении штукатурки на изображении лика Богородицы раскрылся авторский красочный слой с сильными повреждениями: большая центральная выбоина основы, многочисленные царапины и следы пожухлого красочного слоя. Все это послужило причиной чинки штукатурки и росписи, которая была выполнена очень грубо и примитивно.
В ходе проведенных полевых мероприятий удалось выполнить только часть реставрационных процессов, в результате которых фреска не приобрела необходимую прочность и целостность. Многие фрагменты композиции не подобраны. Изображение Богородицы с Младенцем - фрагментарно и не дает композиционной завершенности.
Некоторое время спустя проведена лабораторная реставрация фрески. Изображение дополнено большим количеством мелких фрагментов. Площадь утрат значительно сократилась. Склеены важные участки нижнего поля, фон, почти весь правый край композиции. Фреска смонтирована на новую пенопластовую основу. Утраты штукатурки заполнены нейтральной реставрационной мастикой. Памятник приобрел прочность и экспозиционный вид.
Фреска (97 х 110 см.) с поясным изображением Богоматери с младенцем. Фигуры расположены на темном фоне, ограниченном красными полями с белой обводкой, имеющей форму стрельчатой арки. Край нижнего поля, судя по сохранившимся многочисленным фрагментам, имел прямоугольный выступ. К сожалению, степень сохранности этих фрагментов не дает нам возможность получить размер выступа. Темно-зеленый позём и изображение неба не имеют четкой границы из-за плохой сохранности красочного слоя в нижней части фрески.
Фигура Богоматери повернута влево и динамично склонена к Младенцу. Младенец устремлено обращается к Богородице. Левая рука Богоматери чуть ниже груди, правая поддерживает благословляющего ее Младенца. Перстоположение относится к раннему типу изображения, когда распрямленный мизинец обозначает букву «I», безымянный палец смыкается с большим, образуя «С», а выпрямленный указательный с подогнутым средним - букву «X». Это положение пальцев является благословляющим символом и указывает на аббревиатуру - IС ХС. Такое изображение Богоматери с Младенцем близко к иконографическому типу Одигитрии (Путеводительнице). Однако, композиционное построение фрески отходит от канона, так как в Одигитрии Младенец изображается строго анфас.
Над фигурами, на темно-синем фоне, греческие инициалы IС ХС (Иисус Христос), МР 0V (Матерь Божья). Нимбы яркие, охристо-золотистого цвета с темно-красной и белой обводками. На сохранившейся части нимба Младенца просматриваются белые прямые тонкие линии креста. Буквы в нем утрачены. Необходимо отметить, что на нимбах, в большей части у младенца, имеются ярко-красные расплывчатые пятна. Мафорий Богоматери пурпурно-коричневого цвета с тремя символическими звездами на лбу и на плечах; по краям - украшение бахромой желтого цвета. Рукав туники Богородицы сужен обшлагом. На голове, под мофорием - голубой чепец. Туника серо-голубого цвета. В центральной части изображения фигуры Богородицы - локальный след прокала на всю глубину штукатурной основы (вероятно от лампады). Темно-красный плащ и светло-зеленый хитон Младенца почти полностью утрачены. Сохранился широкий рукав рубашки и складки гимантия с орнаментальной каймой в виде ярко-охристых линий.
Опираясь на визуальные исследования, можно сделать предположение, что роспись выполнена в смешанной фресковой и темперной технике, приемами которой пользовались византийские живописцы. Сначала нанесена краска из природных пигментов по сырой штукатурке, замешанных на известковой воде, затем по сухой поверхности прописаны верхние слои темперными красками, где связующим обычно являлся пшеничный или ячменный клей.
Несмотря на плохую сохранность лика Богородицы, хорошо просматриваются его канонические черты. Читается рисунок глаз, надбровных дуг и тонкого носа, выполненный графьёй. Имеются следы обводки контуров рисунка темно-умбристого цвета. На некоторых участках сохранилась темно-оливковая санкирь. Можно предположить, что эта личная подкладка сделана по рецепту византийских стенописцев, которые использовали составную краску из зеленой земли, темной охры, белил и древесной черни.
Собранное из мельчайших фрагментов фрески изображение головы Младенца Иисуса с мелкими чертами лика характеризуется тонкой моделировкой форм, свободой живописных мазков. Несмотря на сильно пострадавший красочный слой, технические приемы мастера поддаются изучению: по темной санкири - тонкое охрение и светлые ритмичные движки на носу и скулах.
Движение склоненной фигуры Богородицы подчеркивается ритмом диагональных темных линейных складок одежды. При этом отсутствует сухость, дробность и графичность в трактовке драпировок. Композиционное построение фрески, пропорциональное соотношение и форма фигуры Богоматери, возможно, продиктованы местом расположения росписи. Вероятно, она находилась во фронтоне. Стрельчатый верх тимпана мог ограничивать вертикальное пространство. Нимб Богоматери даже заходит на верхнее поле.
Стилевые особенности фрески отличаются тонкостью и изяществом; живопись легкая и детализирована с одной стороны, с другой - полна торжественной монументальности. Гармоничность композиционного построения, вытянутые пропорции фигур, динамика изогнутых линий, точно выверенный и крепкий рисунок, мягкая глубокая цветовая гамма - все это говорит об особенностях традиционной греческой живописи.
Обнаруженная в крепости Чембало фреска по многим характерным признакам принадлежит кисти византийского мастера. В манере письма, в рисунке и пропорциях фигур, в светотеневой моделировке ликов ощущается влияние классических образов Греции. Однако трудно ее отнести к определенной художественной школе византийской живописи.
Фреска не имеет прямых аналогий, но ее некоторые стилистические особенности находят подтверждение, относящееся к столичной художественной школе XIV века.
По стилю фреска близка к произведениям первой половины XIV века, таким как Богоматерь Умиление (299 х 159 см., в рост), датируемая 1335 годом (Константинополь (Стамбул) Карие Камии)2.
Необходимо отметить, что для этой эпохи характерно разнообразие стилей, направлений, местных школ. Роль Константинополя, как законодателя столичного искусства ослабевает, хотя и сохраняет свое значение. Столичные по стилю произведения могли быть исполнены в разных регионах империи. Это прослеживается как в иконописи, так и во фресковой живописи. Например, в живописи острова Кифера прослеживается ряд художественных традиций столичной школы.
Ближайшей типологической, иконографической и стилистической аналогией является фреска с изображением Богоматери Одигитрии из иконостаса храма «Вознесения» в Ливади острова Кифера (110 х 83 см.), XIV в3.
Сближает эти два памятника цветовая гамма, композиционное построение, рисунок, размеры. Локальная форма фигуры Богоматери воспринимается единым пятном, монотонность которого разбита линиями складок. Схожесть приемов живописи в личном письме - оно многослойное с плотной санкирной подкладкой. Экспрессивные белильные движки на освещенных местах создают игру живописной поверхности. Именно в этой фреске мы видим наиболее близкие стилевые характеристики присущие первой половине XIV в. Однако, наша фреска отмечена большей динамичностью.
Отмеченные параллели и выявление ближайших аналогий дают нам возможность предполагать, что фреска из Чембало относится к константинопольской школе XIV века.
Датировка описанной фрески не соответствует тому архитектурному сооружению, в котором она была обнаружена. Главные крепостные ворота Чембало и барбакан прямоугольной башни, во внутреннем дворе которого была сделана наша находка, возводились в XV веке, когда живописные приёмы стенной живописи были уже иными. Очевидно, что раскопанная фреска попала сюда из какого-то другого сооружения, которое на сегодняшний день еще не раскопано. Вопрос о её первоначальном нахождении остаётся открытым.
Из письменных источников известно, что в XIV-XV вв. в Чембало находилась кафедра католического архиепископа, а в 1320 году францисканскими монахами здесь был основан монастырь.4
О культовых постройках крепости Чембало в настоящее время известно не много. В частности, при проведении геодезической топосъёмки крепости экспедицией Эрмитажа и КФ ИА НАНУ в 2003 году были выявлены двухапсидный храм на территории Нижнего города (т.н. крепости св. Георгия) и квартальная церквушка на территории т.н. замка св. Николая. Так как раскопки здесь ещё не проводились, в настоящий момент трудно сказать, к какому времени относятся эти сооружения.
В период с 2000 по 2004 год на территории крепости Чембало совместная экспедиция Харьковского Национального Университета им. В.Н.Каразина и Национального Заповедника «Херсонес Таврический» проводила раскопки церкви, расположенной на территории замка св.Николая. По мнению исследователей, церковь в конце XIV века входила в комплекс сооружений «консульского замка»5.
Для датировки фрески может быть полезна ссылка на существование в Чембало (Балаклаве) в 40-х годах XIV века церкви, посвященной Богородице. Так, например, Мишель Балар пишет: « В 1344 году нотариус Роландо Соличето там (в Чембало) оформлял (документы) в пользу Пауло ди Подио в церкви во имя Богородицы»6. Необходимо отметить, что контора нотариуса Роландо Соличето находилась в квартале Богородицы. В средневековых городах по именам храмов зачастую называли и кварталы. Сам храм до сих пор не локализован.
Находка фрески из Чембало является уникальной и не имеет аналогий среди материалов средневековых археологических памятников Крыма. На создание этого произведения, безусловно, оказали влияние византийские традиции. Это можно проследить на иконографических типах Богоматери, выполненных на каменных плитах в низком рельефе в виде икон: 1469 г. из Солдайи и 1487 г. из церкви св. Сергия в Феодосии7, в которых греческие традиции на местной почве выразились в своеобразный художественный стиль.

В Балаклаве обнаружили античный портовый склад

В крымской Балаклаве археологи обнаружили осколки древних амфор, кувшинов-пифосов и посуды, датированные I ст. до нашей эры
Ученые считают, что наткнулись на остатки огромных амбаров, расположенных на месте портового склада античных времени. Раскопки ведутся посреди улицы в самом центре города, так что археологи должны завершить все работы в течение нескольких дней.

В 
Балаклаве обнаружили античный портовый склад Земляные работы в 
Балаклеве, в результате которых были найдены осколки амфор, пифосов и 
посуды, датируемых I веком до нашей эры, не были согласованы должным 
образом.



Как сообщил заместитель директора Национального заповедника «Херсонес 
Таврический» Олег Савелия, сотрудники заповедника случайно обнаружили 
траншею и древние находки.
Земляные работы в Балаклеве, в результате которых были найдены осколки амфор, пифосов и посуды, датируемых I веком до нашей эры, не были согласованы должным образом.

Как сообщил заместитель директора Национального заповедника «Херсонес Таврический» Олег Савелия, сотрудники заповедника случайно обнаружили траншею и древние находки.
В 
Балаклаве обнаружили античный портовый склад По словам замдиректора 
заповедника, заказчик несанкционированных работ должен понести 
ответственность.



«Абсолютно случайно наши сотрудники заповедника в субботу ездили по 
своим делам в Балаклаву и увидели траншею и материал. Нам никто о 
проведении там каких-либо работ не сообщал. Мы узнали об этом абсолютно 
спонтанно. В этом и проблема», – говорит О.Савелия.
По словам замдиректора заповедника, заказчик несанкционированных работ должен понести ответственность.

«Абсолютно случайно наши сотрудники заповедника в субботу ездили по своим делам в Балаклаву и увидели траншею и материал. Нам никто о проведении там каких-либо работ не сообщал. Мы узнали об этом абсолютно спонтанно. В этом и проблема», – говорит О.Савелия.
В 
Балаклаве обнаружили античный портовый склад По словам О. Савелии, 
Севастополь, Балаклава и Инкерман внесены в государственный список 
исторических населенных мест Украины и любые земляные, ландшафтные и 
дорожные работы должны проводится по согласованию с органами охраны 
культурного наследия. «Никто из госорганов проект этих работ не 
согласовывал и никто этого не знал. Заказчик – или УКС Севастополя, или 
управление ЖКХ. Мы выясняем, – сказал О.Савелия. – У нас есть претензии к
 ним, поскольку теперь мы занимаемся внеплановыми работами.
По словам О. Савелии, Севастополь, Балаклава и Инкерман внесены в государственный список исторических населенных мест Украины и любые земляные, ландшафтные и дорожные работы должны проводится по согласованию с органами охраны культурного наследия. «Никто из госорганов проект этих работ не согласовывал и никто этого не знал. Заказчик – или УКС Севастополя, или управление ЖКХ. Мы выясняем, – сказал О.Савелия. – У нас есть претензии к ним, поскольку теперь мы занимаемся внеплановыми работами.
В 
Балаклаве обнаружили античный портовый склад В нашем бюджетном 
финансировании этого тоже нет. Следовательно, заказчик свои проблемы 
переложил на государственный карман. Эти работы как минимум требуют 
затрат на бумагу для ксерокса, печатание фотографий. Полевая работа – 
это все пустяки. Мы будем составлять акт о нарушении».
В нашем бюджетном финансировании этого тоже нет. Следовательно, заказчик свои проблемы переложил на государственный карман. Эти работы как минимум требуют затрат на бумагу для ксерокса, печатание фотографий. Полевая работа – это все пустяки. Мы будем составлять акт о нарушении».
В 
Балаклаве обнаружили античный портовый склад Как сообщал «Центр», в 
Балаклаве рабочие, прокладывающие коммуникации, наткнулись на осколки 
древних амфор, пифосов и посуды, датируемых I веком до нашей эры. 
Специалисты утверждают, что строители наткнулись на крупный объект, 
огромные кладовые, стоящие около массивных оборонительных стен. 
Предположительно, в древности на этом месте был портовый склад. Не 
исключено, что глубже есть еще более древние экспонаты, но они скрыты 
грунтовыми водами.



Сотрудники заповедника работают на этом участке параллельно со 
строителями. Обнаруженные находки сразу отправляют на экспертизу.
Как сообщал «Центр», в Балаклаве рабочие, прокладывающие коммуникации, наткнулись на осколки древних амфор, пифосов и посуды, датируемых I веком до нашей эры. Специалисты утверждают, что строители наткнулись на крупный объект, огромные кладовые, стоящие около массивных оборонительных стен. Предположительно, в древности на этом месте был портовый склад. Не исключено, что глубже есть еще более древние экспонаты, но они скрыты грунтовыми водами.

Сотрудники заповедника работают на этом участке параллельно со строителями. Обнаруженные находки сразу отправляют на экспертизу.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий