Самое древнее упоминание о Крыме, в том числе, судя по
всему, и о Балаклаве — в «Одиссее» Гомера (IX-VII вв. до
н.э.).
♦ Самые древние в Крыму каменные памятники, созданные человеком, —
менгиры (поставленные на торец каменные глыбы). Менгиры («длинные
камни») — обнаружены в Байдарской долине. Это культовые памятники эпохи
неолита и бронзового века. Два менгира из мраморовидного известняка
установлены в с. Родниковское у сельского клуба. Высота одного из них
около 2,6 м, второго 0,85 м.
♦ Посвящение из Святилища в Балаклаве Юпитеру Долихену (139-161 гг. н.э.) является самым ранним свидетельством этого культа среди римских солдат нижнемезийской армии и одним из наиболее ранних в Римской империи.
♦ Одна из древнейших нумизматических коллекций — 57 серебряных римских денариев — найдена в августе 1992 года в Балаклаве (Кадыковке) в кладе, обнаруженном при раскопках римского военного лагеря. Относится к концу первой четверти III в. н.э.
♦ Впервые в Крыму огнестрельное оружие применили в Балаклаве 6 (15) июня 1434 года при осаде генуэзской крепости Чембало, захваченной в 1433 году Мангупским князем Алексеем. На помощь итальянским колонистам из Генуи прибыл шеститысячный отряд под командованием Карло Ломеллино. Осадив Чембало, они впервые в Крыму подвергли крепость обстрелу из орудий каменными ядрами.
♦ Самый древний действующий православный наземный храм в Крыму — Двенадцать Апостолов (1357 год), хотя существуют и другие точки зрения о времени его возникновения.
♦ Первой базой русских судов в Крыму стала Балаклавская бухта. Корабли Азовской флотилии появились здесь во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В 1773 году (за 10 лет до основания Севастополя) из Балаклавы в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту прибыла «описная партия» под руководством штурмана И.В. Батурина, составившая первую карту бухты — «Карту Ахтярской гавани с промером».
♦ Первая в Крыму конно-железная дорога построена подрядчиком Даниилом Кирилловичем Волоховым, родственником вице-адмирала В.А. Корнилова, для подвоза камня из Каменоломенного оврага в Инкермане (Советская балка) до причала в Киленбалочной бухте, откуда его водным путем отправляли для строительства Адмиралтейства.
♦ Первая в Крыму железная дорога с паровой тягой построена англичанами в Балаклаве во время осады Севастополя 1854-1855 гг. Строительство началось 8 февраля 1855 года, завершено через семь недель. Длина дороги составила около 8 миль (12,8 км) от Балаклавы до английских позиций под Севастополем и веткой до горы Гасфорта, где стояли их союзники итальянцы.
♦ Первый в мире военный фотокорреспондент Роджер Фентон (1819-1869) — придворный фотограф королевы Великобритании Виктории, первые военные снимки сделал в Балаклаве. Прибыв в «Маленький Лондон» в конце февраля 1855 года, он выполнил 360 снимков. Уехал из Балаклавы в июне 1855 года. Его сменил военный фотограф английской армии Джеймс Робертсон (1813-1881).
♦ Первая в мире сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910) прибыла из Скутари в Балаклаву 25-26 апреля (7-8 мая) 1855 года. Заболев лихорадкой, она вернулась в Турцию. Затем еще дважды приезжала в Балаклаву: в октябре 1855 года и в марте 1856 года, покинув Крым 12 июня 1856 года. Однако на самом деле первой, к сожалению, не признанной официально, была Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова). Еще в 1854 году она помогала солдатам, пострадавшим во время сражения на реке Альме.
♦ Гибель судов союзников в Крыму и особенно — английских у Балаклавы в ноябре 1854 года заставила задуматься о прогнозировании погоды. С этого времени начинается новый этап в истории метеорологии. В 50-х гг. XIX в. Р. Фицрой в Англии и У. Леверье во Франции, пользуясь электрическим телеграфом, впервые ввели составление карт погоды в ежедневную практику с целью прогноза погоды.
♦ Лорд Кардиган, весьма любивший элегантную военную форму, подбирая ее для своей бригады легкой кавалерии, заказал узкие куртки без рукавов, ставшие частью формы его кавалеристов во время Восточной (Крымской) войны. Со временем у этих курток появились рукава, а фасон превратился в образец классического вязаного, застегивающегося на пуговицы жакета, получившего название по имени его изобретателя — Кардиган.
♦ Лорд Раглан, потерявший руку в сражении при Ватерлоо, заказывал себе одежду с рукавами, скроенными так, что они составляли с плечом единое целое. Так что фантазия английского лорда подарила миру рукав — реглан.
♦ Холодная крымская зима в 1854-1855 году заставила незваных гостей «Туманного Альбиона», не имевших теплого обмундирования, проявить немало изобретательности, чтобы не замерзнуть на своих позициях под Севастополем. Они и придумали теплый головной убор — вязаный капюшон, назвав его Балаклавским шлемом. После Крымской войны эти предметы одежды вошли в моду и через Балаклаву дошли до нашего времени.
♦ Самый высокий маяк в Крыму и на территории СНГ — это
Восточный (верхний) створный Инкерманский маяк, сооруженный в 1821 году.
Высота его огня над уровнем моря 196 м.
♦ Самая высокая лестница в Крыму — в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. Построена в 1891 году, имела, по-видимому, 891 ступеньку (год основания монастыря, согласно легенде). После возрождения монастыря (1993 г.), проведена ее реконструкция.
♦ Балаклава является родиной ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения), созданного 17 декабря 1923 года. Первые поисковые подводные работы проводились в Балаклаве.
♦ Первый морской водолазный техникум в бывшем Союзе был создан 16 мая 1931 года на базе Балаклавской водолазной школы.
♦ Открытие первой в мире междугородной трамвайной линии Севастополь — Балаклава состоялось 14 ноября 1924 года. Полностью работы были завершены в 1926 году.
♦ Первая в СССР ветроэлектрическая станция (ВЭС) была построена в 1931 году в Балаклаве на Караньских высотах. Мощностью 100 кВт, она являлась самой большой в Европе.
♦ Первая и единственная в мире подземная гавань (подземный завод) для ремонта подводных лодок — «Объект № 825 ГТС» — сооружена в период «холодной войны» в Балаклаве в горном массиве на западном берегу бухты в 1957-1961 гг. Горная выработка в арочном железобетоне представляет собой объект противоатомной защиты 1-й категории. В подземный канал могли входить до семи средних подводных лодок — 613 и 633 проектов. При угрозе ядерного нападения в штольнях завода могли укрыться несколько тысяч человек. Длина канала подземной гавани — 360 метров; глубина — 6 метров; ширина — 6-12 метров; высота до свода — 12 метров. Общая площадь — 6 тысяч кв. метров.
♦ В период «холодной войны» с 1960-х гг. Балаклава была «закрытым городом» в «закрытом» Севастополе. Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году.
♦ Самый длинный каньон Крыма — Чернореченский, протяженностью 19 км. Каньон начинается у горы Кизил-Кая и заканчивается у села Чернореченское Балаклавского района. В каньоне обнаружена стоянка первобытного человека.
♦ Самое большое водохранилище Крыма — Чернореченское. Его длина 3,45 км, площадь зеркала воды 6,04 кв.км; объем 64,2 млн. куб.м.
♦ Инкерманский завод марочных вин — это уникальное винодельческое предприятие, не имеющее равных в мире (по оценке президента Медународной организации винограда и вина в Париже господина Р. Тенло, 1990).
♦ В 1870 году в Австралии участник Крымской кампании Чарльз Фишер в 90 км севернее города Аделаида основал небольшое поселение, назвав его Балаклавой — в память о своем боевом прошлом.
♦ На острове Маврикий в часе езды от городка Севастополь, есть еще один населенный пункт — Балаклава. После Крымской войны англичане, вспоминая севастопольскую эпопею, дали им эти имена.
♦ 19 сентября 2001 года в Балаклавском районе у села Гончарное (ранее Варнутка) открыто самое большое в Крыму немецкое собирательное кладбище. На нем перезахоронены около 5 тысяч солдат Вермахта, погибших в 1941-1944 годах, останки которых были обнаружены в Крыму во время земляных работ и поисковой работы специальных организаций.
♦ Посвящение из Святилища в Балаклаве Юпитеру Долихену (139-161 гг. н.э.) является самым ранним свидетельством этого культа среди римских солдат нижнемезийской армии и одним из наиболее ранних в Римской империи.
♦ Одна из древнейших нумизматических коллекций — 57 серебряных римских денариев — найдена в августе 1992 года в Балаклаве (Кадыковке) в кладе, обнаруженном при раскопках римского военного лагеря. Относится к концу первой четверти III в. н.э.
♦ Впервые в Крыму огнестрельное оружие применили в Балаклаве 6 (15) июня 1434 года при осаде генуэзской крепости Чембало, захваченной в 1433 году Мангупским князем Алексеем. На помощь итальянским колонистам из Генуи прибыл шеститысячный отряд под командованием Карло Ломеллино. Осадив Чембало, они впервые в Крыму подвергли крепость обстрелу из орудий каменными ядрами.
♦ Самый древний действующий православный наземный храм в Крыму — Двенадцать Апостолов (1357 год), хотя существуют и другие точки зрения о времени его возникновения.
♦ Первой базой русских судов в Крыму стала Балаклавская бухта. Корабли Азовской флотилии появились здесь во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В 1773 году (за 10 лет до основания Севастополя) из Балаклавы в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту прибыла «описная партия» под руководством штурмана И.В. Батурина, составившая первую карту бухты — «Карту Ахтярской гавани с промером».
♦ Первая в Крыму конно-железная дорога построена подрядчиком Даниилом Кирилловичем Волоховым, родственником вице-адмирала В.А. Корнилова, для подвоза камня из Каменоломенного оврага в Инкермане (Советская балка) до причала в Киленбалочной бухте, откуда его водным путем отправляли для строительства Адмиралтейства.
♦ Первая в Крыму железная дорога с паровой тягой построена англичанами в Балаклаве во время осады Севастополя 1854-1855 гг. Строительство началось 8 февраля 1855 года, завершено через семь недель. Длина дороги составила около 8 миль (12,8 км) от Балаклавы до английских позиций под Севастополем и веткой до горы Гасфорта, где стояли их союзники итальянцы.
♦ Первый в мире военный фотокорреспондент Роджер Фентон (1819-1869) — придворный фотограф королевы Великобритании Виктории, первые военные снимки сделал в Балаклаве. Прибыв в «Маленький Лондон» в конце февраля 1855 года, он выполнил 360 снимков. Уехал из Балаклавы в июне 1855 года. Его сменил военный фотограф английской армии Джеймс Робертсон (1813-1881).
♦ Первая в мире сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910) прибыла из Скутари в Балаклаву 25-26 апреля (7-8 мая) 1855 года. Заболев лихорадкой, она вернулась в Турцию. Затем еще дважды приезжала в Балаклаву: в октябре 1855 года и в марте 1856 года, покинув Крым 12 июня 1856 года. Однако на самом деле первой, к сожалению, не признанной официально, была Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова). Еще в 1854 году она помогала солдатам, пострадавшим во время сражения на реке Альме.
♦ Гибель судов союзников в Крыму и особенно — английских у Балаклавы в ноябре 1854 года заставила задуматься о прогнозировании погоды. С этого времени начинается новый этап в истории метеорологии. В 50-х гг. XIX в. Р. Фицрой в Англии и У. Леверье во Франции, пользуясь электрическим телеграфом, впервые ввели составление карт погоды в ежедневную практику с целью прогноза погоды.
♦ Лорд Кардиган, весьма любивший элегантную военную форму, подбирая ее для своей бригады легкой кавалерии, заказал узкие куртки без рукавов, ставшие частью формы его кавалеристов во время Восточной (Крымской) войны. Со временем у этих курток появились рукава, а фасон превратился в образец классического вязаного, застегивающегося на пуговицы жакета, получившего название по имени его изобретателя — Кардиган.
♦ Лорд Раглан, потерявший руку в сражении при Ватерлоо, заказывал себе одежду с рукавами, скроенными так, что они составляли с плечом единое целое. Так что фантазия английского лорда подарила миру рукав — реглан.
♦ Холодная крымская зима в 1854-1855 году заставила незваных гостей «Туманного Альбиона», не имевших теплого обмундирования, проявить немало изобретательности, чтобы не замерзнуть на своих позициях под Севастополем. Они и придумали теплый головной убор — вязаный капюшон, назвав его Балаклавским шлемом. После Крымской войны эти предметы одежды вошли в моду и через Балаклаву дошли до нашего времени.
♦ Самая высокая лестница в Крыму — в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. Построена в 1891 году, имела, по-видимому, 891 ступеньку (год основания монастыря, согласно легенде). После возрождения монастыря (1993 г.), проведена ее реконструкция.
♦ Балаклава является родиной ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения), созданного 17 декабря 1923 года. Первые поисковые подводные работы проводились в Балаклаве.
♦ Первый морской водолазный техникум в бывшем Союзе был создан 16 мая 1931 года на базе Балаклавской водолазной школы.
♦ Открытие первой в мире междугородной трамвайной линии Севастополь — Балаклава состоялось 14 ноября 1924 года. Полностью работы были завершены в 1926 году.
♦ Первая в СССР ветроэлектрическая станция (ВЭС) была построена в 1931 году в Балаклаве на Караньских высотах. Мощностью 100 кВт, она являлась самой большой в Европе.
♦ Первая и единственная в мире подземная гавань (подземный завод) для ремонта подводных лодок — «Объект № 825 ГТС» — сооружена в период «холодной войны» в Балаклаве в горном массиве на западном берегу бухты в 1957-1961 гг. Горная выработка в арочном железобетоне представляет собой объект противоатомной защиты 1-й категории. В подземный канал могли входить до семи средних подводных лодок — 613 и 633 проектов. При угрозе ядерного нападения в штольнях завода могли укрыться несколько тысяч человек. Длина канала подземной гавани — 360 метров; глубина — 6 метров; ширина — 6-12 метров; высота до свода — 12 метров. Общая площадь — 6 тысяч кв. метров.
♦ В период «холодной войны» с 1960-х гг. Балаклава была «закрытым городом» в «закрытом» Севастополе. Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году.
♦ Самый длинный каньон Крыма — Чернореченский, протяженностью 19 км. Каньон начинается у горы Кизил-Кая и заканчивается у села Чернореченское Балаклавского района. В каньоне обнаружена стоянка первобытного человека.
♦ Самое большое водохранилище Крыма — Чернореченское. Его длина 3,45 км, площадь зеркала воды 6,04 кв.км; объем 64,2 млн. куб.м.
♦ Инкерманский завод марочных вин — это уникальное винодельческое предприятие, не имеющее равных в мире (по оценке президента Медународной организации винограда и вина в Париже господина Р. Тенло, 1990).
♦ В 1870 году в Австралии участник Крымской кампании Чарльз Фишер в 90 км севернее города Аделаида основал небольшое поселение, назвав его Балаклавой — в память о своем боевом прошлом.
♦ На острове Маврикий в часе езды от городка Севастополь, есть еще один населенный пункт — Балаклава. После Крымской войны англичане, вспоминая севастопольскую эпопею, дали им эти имена.
♦ 19 сентября 2001 года в Балаклавском районе у села Гончарное (ранее Варнутка) открыто самое большое в Крыму немецкое собирательное кладбище. На нем перезахоронены около 5 тысяч солдат Вермахта, погибших в 1941-1944 годах, останки которых были обнаружены в Крыму во время земляных работ и поисковой работы специальных организаций.
Источники:
Шавшин В.Г. Балаклава. Исторические очерки. —
Симферополь: Бизнес-Информ, 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий